Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Научная жизнь

Научная работа – неотъемлемая часть деятельности Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, благодаря которой достигается необходимый уровень квалификации педагогических кадров, насыщается передовыми инновационными технологиями учебный процесс, формируются профессиональные компетенции обучающейся молодежи, развивается ее интерес к процессу обучения и будущей сфере приложения своих умений и навыков.

Основной задачей научной деятельности ученых университета является развитие приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской федерации и Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года.

Университет осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования. К приоритетным научным направлениям в КГУ им. К.Э. Циолковского относятся:​

·         архитектура;

·         биомедицина;

·         биология;

·         история;

·         математика;

·         педагогика;

·         психология;

·         социология;

·         физика;

·         экология;

·         языкознание. 

Преподавателями университета выполняются исследования в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ; проектов, поддержанных Фондом президентских грантов, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским научным фондом; по заказам региональных министерств.

Высокий уровень научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава университета способствовал формированию и развитию следующих научных школ: 

  • научная школа по экологии «Микробиология и биотехнология» профессора Лыкова Игоря Николаевича;
  • научная школа по математике «Развитие, разработка и изучение информативных возможностей методов математического моделирования в научных исследованиях» профессора Степовича Михаила Адольфовича;
  • научная школа по лексикологии русского языка «Семантика и прагматика языковых единиц» профессора Ермаковой Ольги Павловны и профессора Ерёмина Александра Николаевича;
  • научная школа «Методика преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе» профессора Хачикян Елены Ивановны;
  • научная школа по теории литературы и текстологии «Теоретико-методологические аспекты современного литературоведения» профессора Каргашина Игоря Алексеевича;
  • научная школа по лингвистике «Калужская школа лингвоаргументологии» профессора Васильева Льва Геннадьевича;
  • научная школа «Теория, история и современные тенденции исследования германских языков» под руководством кандидата филологических наук Рудаковой Жанны Ивановны;
  • научная школа по юридической психологии «Профессиональная компетентность юридического психолога» профессора Енгалычева Вали Фатеховича;
  • научная школа по психологии развития и образования «Теоретические и практические аспекты применения концепции предметно-избирательного мышления» профессора Горбачевой Елены Игоревны;
  • научная школа по психологии «Профессиональная социализация личности» профессора Краснощеченко Ирины Петровны.

Результаты научно-исследовательской работы преподавателей КГУ им. К.Э. Циолковского транслируются в их выступлениях на различных научных площадках Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья (конгрессах, съездах, форумах, научно-практических конференций и т.п.), в форме научных статей, монографий, учебников, учебно-методических пособий, публикуемых в журналах, включенных в РИНЦ, перечень ВАК, в международные базы данных Web of Science и Scopus.

Исследования учёных университета имеют и практическую направленность. Ежегодно сотрудники университета получают около 10 патентов и свидетельств, совершают открытия, в частности в области биологии. Результаты прикладных научных исследований находят свое отражение в лекционных курсах, лабораторно-практических занятиях, в процессе курсового и дипломного проектирования, служат базой для открытия новых направлений и специализаций.

Традиционными становятся такие университетские научные мероприятия, как международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога», Всероссийский открытый педагогический форум «Диалог идей в образовании: традиции и взгляд в будущее», Калужские университетские чтения и др., которые дают возможность демонстрировать результаты научной деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающейся молодежи КГУ им. К.Э. Циолковского в виде проектов, созданных в соответствии со Стратегией социально-экономического развития региона и Стратегией научно-технологического развития Российской федерации.