Телефон: +7(4842) 57-17-42
Электронная почта: kaf22@tksu.ru
Адрес: г. Калуга, ул. Ленина, 83/2 каб. 17
Положение о подразделении: Загрузить
Кафедра является выпускающей для ряда направлений подготовки:
по очному отделению:
· 45.03.02 «ЛИНГВИСТИКА»: профили «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Перевод и переводоведение». Срок обучения – 4 года. Присваиваемая квалификация – бакалавр.
· 44.03.05 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки)»: профиль «Иностранные языки (английский и французский языки)». Срок обучения – 5 лет. Присваиваемая квалификация – бакалавр.
по заочному отделению:
· 44.03.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: профиль «Иностранный язык». Срок обучения – 5 лет. Присваиваемая квалификация – бакалавр.
Кафедра английского языка образовалась в 1954 году. В разное время заведующими кафедрой были Александра Ивановна Клименко, Александр Александрович Слободчиков, Виталий Михайлович Железняк, Анна Викторовна Преображенская, Елена Пантелеймоновна Щосева, Екатерина Анатольевна Попкова, Дмитрий Валерьевич Маляров, Елена Валерьевна Пучкова, Виктория Владимировна Афанасьева, Юлия Викторовна Манухина. В настоящее время кафедрой заведует кандидат педагогических наук, доцент Шеваршинова Елена Ивановна.
Кафедра ведет преподавание английского языка как основного иностранного языка и как второго иностранного языка в Институте лингвистики и мировых языков. Также преподаватели кафедры ведут английский язык как второй профиль в Институте филологии и массмедиа, в Институте естествознания и в Институте истории и права.
В настоящий момент на кафедре работает 20 штатных преподавателей, 7 из которых кандидаты филологических наук и 4 кандидаты педагогических наук. Также на кафедре работают 7 внешних совместителей: 1 доктор филологических наук, 2 кандидата филологических наук, 1 кандидат педагогических наук. Трое из внешних совместителей - представители работодателя (методист онлайн школы Skyeng и два переводчика).
Главная задача кафедры – дать студентам фундаментальную теоретическую и практическую подготовку в области современного английского языка, межкультурного общения и культуры англоязычных стран. Кафедра стремится проводить обучение английскому языку на основе самых современных учебных материалов. С этой целью на протяжении ряда лет кафедра закупает и внедряет в учебный процесс учебники английского языка британских издательств Oxford, Cambridge, Longman. В учебном процессе широко применяются интерактивные методы обучения и коммуникативная методика. Занятия проводятся в компьютерном классе с применением электронных образовательных ресурсов, в работе используются мультимедийные средства обучения. С 2015/16 учебного года на заочном отделении, а с 2019/20 учебного года и на очном отделении внедряется дистанционное обучение.
За последние годы произошло значительное обновление состава кафедры: кафедра помолодела, на кафедру приходят работать лучшие выпускники английского отделения. За последние 25 лет кандидатские диссертации защитили Щосева Елена Пантелеймоновна (МГЛУ), Светлана Дмитриевна Концевова (МГЛУ), Ирина Сергеевна Хостай (МГЛУ), Михаил Иванович Реутов (КГПУ), Волкова Наталия Александровна (ТвГУ), Сазанец Ирина Михайловна (БелГУ), Фомичёва Екатерина Владимировна (КГУ), Василенко
Татьяна Сергеевна (МПГУ), Шеваршинова Елена Ивановна (МПГУ). В 2018 году защитили кандидатские диссертации доцент Гринева Мария Сергеевна (ТвГУ) и в 2019 году – старший преподаватель Разумкова Анна Викторовна (Институт языкознания РАН г. Москва). В настоящее время в аспирантуре обучаются 2 преподавателя кафедры: Ткачева Юлия Сергеевна и Сергина Кристина Игоревна являются аспирантами доктора филологических наук, профессора Васильева Льва Геннадиевича (кафедра лингвистики и иностранных языков, КГУ им. К.Э. Циолковского). Старший преподаватель Подкопаева Ольга Игоревна окончила обучение в аспирантуре КГУ в 2020 году и в данный момент активно готовится к защите кандидатской диссертации на соискание степени кандидата филологических наук.
Каждый год студенты английского отделения успешно проходят отбор для работы воспитателями в летних лагерях за рубежом. Студенты, изучающие английский язык в качестве первого профиля, постоянно участвуют в мероприятиях различного уровня в качестве волонтеров-переводчиков: ЧМ по футболу, международный форум «Хлеб! Ты - мир!», международный фестиваль художественных и документальных фильмов о космосе «Циолковский», и проч., что даёт возможность будущим переводчикам попробовать себя в профессии. Выпускники английского отделения разных лет с успехом работают в образовательных учреждениях и на иностранных предприятиях г. Калуги и Калужской области.
Научно-методическая работа
Научно-исследовательская работа кафедры и научно-исследовательская работа студентов тесно связаны между собой и проводятся в области теоретической и прикладной лингвистики, методики обучения иностранным языкам в вузе и школе, лингводидактики, переводоведения, теории межкультурной коммуникации, теории дискурса, стилистики текста, аргументологии, семиотики. НИР кафедры английского языка включает в себя исследования по следующим темам и направлениям:
Вопросы лингвостилистики и грамматики текста;
Речевое воздействие в терапевтическом дискурсе;
Языковая личность в контексте политического дискурса;
Аспекты межкультурной коммуникации в преподавании иностранных языков;
Методика обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников;
Региональное языковое сознание в контексте этнопсихолингвистики;
Семиотический аспект коммуникативного поведения;
Компетентностный подход в обучении иностранным языкам;
Медиалингвистика и медиатексты в процессе обучения студентов иноязычному межкультурному общению;
Переводоведение;
Программированное обучение иностранным языкам.
Эффективность научной работы кафедры подтверждается защитами диссертаций, монографиями, публикациями в научных отечественных и зарубежных журналах и сборниках статей, рецензируемых РИНЦ, ВАК. Преподаватели принимают участие в научных конференциях по проблемам современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков, проводимых в России и за рубежом. Также преподаватели кафедры готовят отзывы на кандидатские диссертации и на авторефераты кандидатских диссертаций, представляемых на защиту в диссертационных советах России.
В 2017/18 учебном году была организована работа Студенческого научного общества (СНО) на факультете иностранных языков. Под руководством преподавателей кафедры английского языка студенты принимают активное участие в языковых олимпиадах (олимпиада по английскому языку, олимпиада по лингвистике, олимпиада по страноведению) и конкурсах (конкурс перевод научных статей, конкурс перевода прозы, конкурс перевода поэзии, конкурс перевода песни и т. д.), выступают с докладами на университетских, областных, всероссийских и международных научно-практических конференциях, имеют научные публикации.
На кафедре осуществляют деятельность 3 научных кружка:
1. Межфакультетский научно-исследовательский кружок кафедры английского языка «Основы теории коммуникации и речевого воздействия» (руководитель – старший преподаватель кафедры английского языка Жижина А.Е.);
2. Научно-исследовательский кружок кафедры английского языка «Современные проблемы переводоведения» (руководитель – доцент кафедры английского языка Волкова Н.А.);
3. Научно-исследовательский кружок кафедры английского языка «Современные методики преподавания английского языка» (руководитель – доцент Концевова С.Д.)
Также готовится к открытию 4ый научный кружок, члены которого будут заниматься вопросами психолингвистики, под руководством доцента кафедры Лыфенко Д.В.
Воспитательная работа кафедры осуществляется в рамках воспитательного проекта «Воспитание как функция образования», реализуемого университетом. Основными воспитательными задачами кафедры являются:
объединение учебной, учебно-воспитательной и воспитательной работ на основе систематизирующего понятия «культура»;
формирование мотивации в аспекте значимости будущей профессиональной деятельности;
формирование активной гражданской позиции у студентов;
воспитание уважительного отношения друг к другу, терпимости с целью поиска путей разрешения нравственных и социальных проблем;
развитие эстетических взглядов студентов;
адаптация студентов к новым видам учебной деятельности (для студентов 1 курса);
воспитание патриотизма у студентов;
контроль успеваемости, поведения студентов, пропусках учебных занятий;
приведение документации по ВР в соответствии с требования организации ВР в современном вузе;
разработка содержания и методики индивидуальной воспитательной работы со студентами 1 курса;
развитие института кураторства на младших курсах;
организация наставничества с целью поддержки работы молодых преподавателей.