Состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей – пространство саморазвития личности»

27 октября 2021 года на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского» состоялась II Всероссийская научно-практическая конференции «Дополнительное образование детей – пространство саморазвития личности». Конференция проведена в рамках научного проекта № 20-013-00616, поддержанного РФФИ.

DSC08984.jpg

Информационным партнёром конференции выступило периодическое издание «Журнал педагогических исследований», издательство ИНФРА-М, г. Москва.

Соорганизаторами конференции выступили: Министерство образования и науки Калужской области, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» города Калуги, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» города Калуги.

Проблемным полем конференции составили теоретико-методологические и практико-ориентированные подходы к педагогическому и психолого-педагогическому сопровождению саморазвития детей и молодежи в дополнительном образовании.

DSC08980.jpg

В работе конференции приняли участие более 250 человек из шести субъектов РФ (Московская, Ярославская, Калужская, Костромская, Курганская и Самарская области). Категории участников конференции: руководители и профессорско-преподавательский состав образовательных организаций высшего и среднего образования, руководители и научные сотрудники научно-исследовательских институтов субъектов РФ, методисты и специалисты отделов по образованию и воспитанию организаций системы образования, руководящий состав, методисты и педагоги системы дополнительного образования субъектов РФ, студенты, школьники.

DSC08991.jpg

На пленарном заседании выступили: доктор педагогических наук, профессор Рожков Михаил Иосифович (г. Москва), доктор педагогических наук, профессор Байбородова Людмила Васильевна (г. Ярославль), доктор педагогических наук, профессор Машарова Татьяна Викторовна (г.Москва), доктор педагогических наук, профессор Макарова Валентина Александровна (г. Калуга) и кандидат психологических наук, доцент Иванова Ирина Викторовна (г. Калуга). Выступления раскрывали теоретико-методологические подходы к организации саморазвития детей в условиях дополнительного образования.

DSC09004.jpg

В рамках работы конференции было организовано шесть дискуссионных площадок, на которых были предложены эффективные практики и образовательные технологии педагогического сопровождения саморазвития и самореализации детей и молодежи в условиях дополнительного образования, организован обмен мнениями по актуальным проблемам воспитания детей:

- дискуссионная площадка №1 «Подходы к саморазвитию детей и молодёжи в условиях дополнительного образования: опыт регионов» (организована на базе КГУ им. К.Э. Циолковского);

- дискуссионная площадка №2 «Самореализация личности в условиях пандемии: медико-социально-психолого-педагогические аспекты жизнедеятельности» (организована на базе КГУ им. К.Э. Циолковского);

- дискуссионная площадка №3 «Социально-психолого-педагогическое сопровождение становления субъектности детей с ОВЗ в дополнительном образовании» (организована на базе КГУ им. К.Э. Циолковского);

- дискуссионная площадка №4 «Инновационные практики формирования готовности детей и молодёжи к саморазвитию в условиях дополнительного образования» (организована на базе КГУ им. К.Э. Циолковского);

- дискуссионная площадка №5 «Дополнительное образование в школе: анализ педагогического опыта и проектирование новых подходов» (организована на базе СОШ №17 г. Калуги);

- дискуссионная площадка №6 «Дополнительное образование в школе: образовательные практики» (организована на базе СОШ №17 г. Калуги).

Педагогические работники Детско-юношеского центра космического образования в рамках работы конференции провели три мастер-класса, на которых был представлен опыт реализации инновационных практик саморазвития и самореализации детей в условиях дополнительного образования:

- мастер-класс №1 «Изучение традиционных народных промыслов Калужского края как фактор идентичности подрастающего поколения»;
- мастер-класс №2 «Психологическое сопровождение процесса профориентации в дополнительном образовании как условие успешного саморазвития обучающихся»;
- мастер-класс №3 «Использование 3D-ручки в образовательном процессе».

В рамках научного мероприятия проведены секции для студентов и школьников, на которых был представлен опыт исследовательской деятельности школьников и результаты разработки и реализации научно-исследовательских проектов студентов по тематике:

- секция для студентов «Дополнительное образование – территория личностного и профессионального становления» (организована на базе КГУ им. К.Э. Циолковского)

- секция для школьников (две подсекции) «Дополнительное образование – территория моего успеха» (обе подсекции проведены на базе ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги).

Участники конференции отметили, что разные виды сопровождения саморазвития и самоорганизации детей и молодежи можно рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений образовательной деятельности на современном этапе развития образования в Российской Федерации. Отмечены положительные результаты научного мероприятия в аспекте расширения сотрудничества педагогов и исследователей в области педагогического и психолого-педагогического сопровождения саморазвития и самоорганизации детей в дополнительном образовании, а также активность участия в научном мероприятии, проявленную аспирантами, студентами и школьниками.

По итогам конференции предложено развивать инновационную деятельность образовательных организаций в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года», способствовать продвижению новых педагогических идей в дополнительном образовании, опубликовать материалы докладчиков в «Журнале педагогических исследований», а также закрепить статус конференции «регулярной» и проводить её ежегодно на базе КГУ им. К.Э. Циолковского в сотрудничестве с соорганизаторами.


Текст подготовила:
Иванова Ирина Викторовна, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, к.пс.н., доцент.