О событиях прошлого чаще всего принято судить не по объемным монографиям историков или выставкам в музеях. В определенной степени о них мы помним из уроков истории в школе, а в большей из популярной культуры. Причем не из образцов художественной литературы, а из кинематографа. Так, про Шотландию времен средневековья, мы знаем из «Храброго сердца», про Древний Рим из «Гладиатора», про войну за независимость США из «Патриота» с Мэлом Гибсоном. Несомненно, подобное случилось и с событиями 1941 – 1945 гг. Советская, а затем российская киноиндустрия создала тысячи часов материала на данную тему.
В рамках Круглого стола «История Великой Отечественной войны в советских и российских фильмах: проблема правдоподобия и правды» была предпринята попытка выяснить, что же привлекает современного зрителя – зрителя-ученого, зрителя-исследователя, зрителя-студента в фильмах о Великой Отечественной войне разных десятилетий, что может рассказать, каждый из них, о событиях, которые коснулись практически каждой семьи ХХ века.
Модератор Круглого стола – доцент кафедры истории А.В. Штепа в своем докладе «Проблема правдоподобия и правды в советских и российских художественных фильмах, посвящённых Великой Отечественной войне» помимо характеристики этапов выхода фильмов о войне, представил информацию о том, какую оценку получали фильмы с точки зрения достоверности информации, качества съемки, подбора актеров и даже сведения о кассовых сборах при выходе фильмов на широкий экран. Алексей Владимирович отметил важность использования кинофильмов о Великой Отечественной войны в рамках преподавания курса истории. По его словам, важно смотреть и «хорошие» и «плохие» фильмы, т.к., именно в сравнении можно выявить правду и вымысел.
Для более полного понимания того, что же интересно современному зрителю, какие фильмы смотрят, насколько знаком сюжет и идея фильма, что могли бы рекомендовать к просмотру, был проведен опрос на тему «Образ Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны в кинематографе». За 3 дня в опросе приняло участие более 20 человек, которые при ответе на 5 вопросов должны были ознакомиться со списком фильмов, состоящим из 130 наименований. Даже при незначительном количестве участников опроса, можно заключить, что наиболее популярными и просматриваемыми фильмами являются фильмы советского периода. Подтверждением этому является не только высокий процент тех, кто фильм просмотрел, но и тех, кто рекомендовал бы к просмотру тот или иной фильм. Несмотря на то, что фильмы о войне, вышедшие в первые десятилетия XXI века, получили большой процент по просмотрам, процент тех, кто рекомендовал бы их к просмотру достаточно низок. К примеру, фильм «Т-34» (Россия 2019) набрал 33,3 % по просмотру, 46,7 % - знают о чем фильм, но не смотрели и лишь 6,7 % опрашиваемых, рекомендовали бы его к просмотру. Из зарубежных фильмов наиболее знакомы те работы, которые вышли в свет в конце XX – начале XXI веков.
Большинство респондентов и участников Круглого стола отметили, что просматривая советские фильмы о Великой Отечественной войне, понимаешь, что они находятся вне времени. Достаточно взглянуть на лица солдат, чтобы понять атмосферу того времени, настроение и боевой дух советского народа.
Как отметили эксперты Круглого стола, доценты кафедры истории, кандидаты исторических наук: И.В. Кометчиков, В.В. Курков, А.В. Штепа, доцент кафедры географии, кандидат географических наук В.И. Меленчук, тема для дискуссии достаточно широка и объемна, в рамках одной встречи нельзя определить приоритетные направления для исследования и поставить точки в вопросе правды и вымысла. Участники Круглого стола пришли к заключению о необходимости проведения периодических встреч по заявленной теме, с определением более узких хронологических рамок и тем. Одним из вариантов решения вопроса может стать кинолекторий, проводимый на базе Института истории и права.