Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

ПРОЕКТ Ленско-Енисейский отряд XXI века

25 января - День штурмана
(Дени навигатора)
Военно-Морского Флота Российской Федерации

Этот день является профессиональным праздником российских штурманов [нидерл. stuur руль + man человек] – военнослужащих, суть деятельности которых определена:
- прокладкой курсов кораблей, судов, авиации ВМФ,
- исчислениями координат и характеристик геолокации кораблей, судов, авиации ВМФ,
- контролем над качеством работы навигационных приборов
Штурманское дело – это навигационное искусство.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ВЫБОРА ДАТЫ

Конец XVII в. В России отсутствовал регулярный военно-морской флот, который мог быть только при наличии корпуса высокообразованных кадров. По Указу Петра I от 14(28).01.1701 г. в Москве в «Большом полотняном дворе» создается 1-я в стране школа «Математических и навигационных хитростно искусств учения» для подготовки штурманов, геодезистов, морских офицеров и кораблестроителей, которая в 1702 г. переехала в Сухареву башню, построенную в 1692-1695 гг. и находившуюся «на высоком месте, чтобы можно горизонт видеть и примечать обсервацию и начертание и чертежи делать в светлых покоях...». В 1715 г. в Петербурге с этой же целью была создана Морская академия. (Глушанков И.В. Славные навигаторы российские. – Хабаровск: Хабаровское книж. изд-во, 1986. – С. 24-25, 6)
В истории великих побед и географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и флотоводцев. В летописи великих географических открытий навсегда останутся имена военных моряков калужан – исследователей Арктики, внесших свой вклад в составление карты северной границы России от Архангельска до Японии в рамках Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг.

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
ПРОЕКТ 2017-2020 гг.
Ленско-Енисейский отряд XXI в.
(По следам В.В. Прончищева и С.И. Челюскина)

В рамках выстраивания партнерского кластера реализации проекта, состоялась встреча группы команды исполнителей проекта с представителем Калужского морского собрания (председатель вице-адмирал О.М. Фалеев) в Калуге Валерием Анатольевичем Решетовым, капитаном II ранга, помощником военного комиссара Калужской области.
Недооценить значение этой встречи для исполнителей проекта невозможно, т.к. документы и материалы Ленско-Енисейского отряда 1733-1742 гг.
- во-первых, документы написаны скорописью неформатированного русского языка (до реформы 1755 г. М.В. Ломоносова), в чрезвычайных условиях бытия участников IV картографического отряда Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг.;
- во-вторых, документы представлены в рамках лексического пространства профессионального языка военных моряков, начала XVIII в. Поэтому не вызывает сомнение необходимость в профессиональной поддержки военных моряков исполнителей проекта.

Фото 25.01.2019 - 600.jpg

На снимке слева направо:
- представители Филологического факультета, осуществляющего перевод текста судового журнала 1735-1736 гг. дубель-шлюпки «Якутск» на современный русский язык на основе текстологического исследования его скорописи и реконструкции, а также подготовку перевода, параллельно с копией оригинала, к публикации как основного библиографического продукта проекта: Каручун Екатерина, студентка 3 курса, Савина Е.Н., зам. декана, Меркулов Артем, магистрант 1 курса;
- Решетов В.А., капитан II ранга, помощник военного комиссара Калужской области;
- Симоненко П.П., директор Института социальных отношений, руководитель проекта;
- Сычева Ольга, студентка 3 курса Института педагогики, представитель группы института, разрабатывающих вариант развития Технологической карты проекта в рамках начальной школы общеобразовательных организаций Калужской области;
- Гапонова Юлия, студентка 3 курса Института социальных отношений, представитель группы разработчиков Технологической карты проекта, составившей суть её научно-исследовательской работы «Историческое наследие как основа вариативной части общеобразовательных программ. (На примере материалов Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг.)», прошедшей экспертизу (медаль «За лучшую научную студенческую работу») XV Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке».

Репортаж С.Я. Заурдина


Возврат к списку