Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
Перейти вверх
Вход

Главная

:

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

Панель быстрого запуска

 

 Кабинет - музей Чижевского

 

Научно-культурное наследие А.Л. Чижевского и его биография могут служить богатейшим источником формирования и развития гуманистических ценностных и мировоззренческих ориентаций как школьников, так и студентов. К такому выводу пришли организаторы общественного музея памяти А.Л. Чижевского в Калужском государственном педагогическом институте имени К.Э. Циолковского.

Музей был открыт 18 марта 1989 года в одной из аудиторий физико-математического факультета. Пер-выми посетителями музея были летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза В.И. Севастьянов; соратник А.Л. Чижевского, кандидат филологических наук В.И. Безъязычный; биограф и хранитель научно-художественного наследия А.Л. Чижевского член-корреспондент Российской академии естественных наук, кандидат философских наук Л.В.Голованов и другие. В Книге почетных посетителей они сделали первые записи:

«Большое спасибо организаторам музея памяти А.Л.Чижевского, одного из пионеров Космического есте-ствознания, друга К.Э. Циол-ковского. Это был великий калужанин! Дела его бессмертны! Л.В.Голованов»;

«С пожеланием, чтобы память об А.Л. Чижевском сохранялась и укреплялась из поколения в поколение калужан – его земляков. В.И.Севастьянов»;

«Музей А.Л. Чижевского организован с большой любовью к великому ученому-калужанину. Большое вам спасибо за ту радость, которую вы доставляете всем нам – исследователям солнечно-земных связей. Р.Ф. Усманов, кандидат технических наук». 

km1.png
На открытии кабинета-музея А.Л. Чижевского. Слева направо: организатор и руководитель музея кандидат педагогических наук Е.Л. Прасолова , летчик-космонавт СССР В.И. Севастьянов, ректор пединститута В.А. Лыткин. 1989 год
С помощью краеведов, студентов, старожилов Калуги и людей, знавших семью Чижевских и самого ученого по калужскому, московскому и карагандинскому периодам его жизни, осуществ-лялся сбор музейных экспонатов и материалов. Воссоздание фрагментов обстановки дома, где жи-ла семья Чижевских в Калуге (1913-1929 гг.), достигалось благодаря сохранившимся фотографиям интерьеров дома, мемуарным источникам, воспоминаниям родных и близких А.Л. Чижевского. В музее представлены экспонаты, отражающие духовную атмосферу становления личности будущего ученого: мебель начала ХХ-го века (напольные часы, стулья, письменные столы и др.), физиче-ские приборы, астрономические атласы и учебники, которыми мог пользоваться для своих первых научных изысканий Шура Чижевский. О музыкальном даровании юноши свидетельствует наличие в экспозиции скрипки и нотных альбомов, изданных за границей. На стендах представлены копии картин А.Л.Чижевского, характеризующие его как зрелого мастера акварельной живописи. 
«В науке я прослыл поэтом, среди поэтов – я ученый…» Эти строчки из стихотворения А.Л. Чижевского открывают экспозицию, посвященную его поэтическому наследию. В витринах музея представлены его научные труды («Физические факторы исторического процесса», «Структурный анализ движущейся крови», «Аэроионификация в народном хозяйстве», «В ритме солнца», «Земное эхо солнечных бурь», автобиографическое произведение «Вся жизнь») и все сборники стихотворений.
В экспозиции кабинета-музея отражены все периоды жизни А.Л. Чижевского. На основе изуче-ния архивных документов в Калуге, Москве и Тамбове открылись малоизвестные страницы биографии ученого как студента, ученого, узника ГУЛАГа, которые нашли отражение в публикациях руководителя музея Е.Л. Прасоловой, активистов музея студентов Е.И. Бело-ноговой, О.В. Панферовой и других.
Кабинет-музей А.Л.Чижевского располагает богатым фондовым материалом: ксерокопии статей ученого, изданные за рубежом; воспоминания современников А.Л.Чижевского (Тихонова П.Г., Гражданской З.Т., Левина Г.И., Перлатова Г.Н., Шикова В.Г., Лившица М.Н., Шишиной Ю.Г., Го-лованова Л.В. и др.); научные труды разработчиков наследия А.Л. Чижевского.
 km2.png
Е.Л. Прасолова с группой первых активистов музея – студентов пединститута. 1989 год
 
Многогранность научно-художественного наследия А.Л. Чижевского (он является основопо-ложником космической биологии, гелиобиологии, аэроионификации и электрогемодинамики, од-ним из создателей космического естествознания, разработчиком историографии, талантливым по-этом, художником и музыкантом) определила многопрофильность деятельности музея.
Комплексный профиль музея и его краеведческая направленность позволяют отражать в экспо-зиции не только вклад А.Л. Чижевского в развитие биологии, физики, астрономии, техники, меди-цины и других естественных и гуманитарных наук, но и демонстрировать выставки картин мест-ных художников космической тематики, включать в экспозицию музея материалы по истории раз-вития образования в Калужском крае.

Размещение музейной экспозиции в одном из кабинетов университета (а тогда пединститута) и в силу того, что его создателем стала Е.Л. Прасолова, преподаватель дисциплин педагогического цикла, деятельность музея ориентирована на подготовку будущих учителей и их воспитанию на примере жизни и деятельности А.Л. Чижевского. 

km3.png
Студенты пединститута проводят экскурсию для космонавтов в кабинете-музее. 1991 год
 
Материалы, собранные в музее (рефераты, дипломные и курсовые работы студентов, богатая библиотека, методические разработки уроков и классных часов, посвященных жизни и деятельно-сти А.Л. Чижевского), позволяют проводить лекционно-семинарские занятия и спецкурсы по фи-зике, биологии, истории, литературе, живописи и по другим учебным дисциплинам в вузе, а также классные часы для учащихся образовательных учреждений

km4.png
Друзья музея – активисты клуба «Гелиос» 

Тематика занятий в кабинете-музее ориентирует на использование интегративного, междисцип-линарного подхода в обучении и воспитании: «Влияние солнечной активности на поведение людей и успеваемость школьников», «Философская лирика А.Л. Чижевского и основы миропонимания», «Устройство «люстры Чижевского» и ее влияние на здоровье человека», «Научные прозрения и открытия в поэзии А.Л. Чижевского», «Космические аспекты научного, философского и гумани-тарного наследия А.Л. Чижевского» и др.
Таким образом, по своему назначению кабинет-музей А.Л. Чижевского можно отнести к разря-ду педагогических, так как он выполняет функцию совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов. Ценность музейных предметов состоит в том, что они спо-собны нести педагогическую нагрузку, т.е. быть вспомогательным средством для осуществления образовательного процесса в вузе на междисциплинарной основе. 

km6.png

Губернатор Калужской области А.Д. Артамонов в кабинете-музее А.Л. Чижевского. 2004 год

Образовательно-воспитательная функция кабинета-музея А.Л. Чижевского реализуется в сле-дующих направлениях его деятельности:
– научно-исследовательская, включающая работу студентов в архивах, знакомство и анализ на-учных трудов А.Л. Чижевского, участие в научно-практических конференциях. Под руководством специалистов студенты выполняют курсовые и дипломные работы, пишут рефераты и доклады, готовятся к молодежным научным Чтениям памяти А.Л. Чижевского;

– просветительская, обеспечивающая пропаганду наследия А.Л.Чижевского. Студенты, прохо-дят на базе музея специальную подготовку как экскурсоводы;

– коммуникативная, предполагающая объединение людей различного возраста и профессий на основе их интереса к личности А.Л. Чижевского. Друзья музея составляют ядро клуба «Гелиос». Члены клуба (студенты, краеведы, деятели науки и искусства и др.) устанавливают контакты с ин-тересными людьми; ведут переписку со своими единомышленниками в Москве, Челябинске, Ом-ске, Тамбове, Караганде и др.; устраивают различные мероприятия;

– воспитательная. Традиционными стали коллективные творческие дела, например, «Путешест-вие в мир творчества Чижевского»; викторины «Кто он, профессор Чижевский?», «Калуга Косми-ческая»; Малые научные чтения А.Л.Чижевского; конкурсы на лучшего экскурсовода и исполни-теля поэтических произведений ученого.

Большое эмоциональное воздействие на посетителей оказывает сама обстановка кабинета: эсте-тически выразительная среда; возможность удобного размещения посетителей за «круглым» сто-лом так, чтобы видеть глаза друг друга; благоприятный психологический и моральный микрокли-мат (доброе отношение и приветливые улыбки экскурсоводов, доверительная форма общения, от-сутствие запретов (в музее разрешается покрутить ручку электрофорной машины, подержать скрипку, перелистать книгу, вызвавшую интерес…).

Диалог и проблемная форма ведения экскурсии обеспечивают живой интерес слушателей. От-веты на их вопросы создают доверительную атмосферу в общении со слушателями, в процессе ко-торой осуществляется «встреча» не только с личностью А.Л. Чижевского, но и с личностью созда-теля музея или экскурсовода-студента. Возникающую воспитательную среду можно сравнить с энергетическим полем, обеспечивающим «психическое заражение», посредством которого слуша-телям - активным участникам диалога передается увлеченность экскурсовода, глубокий интерес к личности ученого. 

km5.png
На экскурсии в музее аспирант Оксфордского университета (Великобритания) В. Партлетт (в центре); слева – Е.Л. Прасолова, справа – доцент КГПУ Г.А. Малинин. 2005 год 
 
Систематическая работа с творческим наследием А.Л. Чижевского позволяет студентам обре-тать опыт самоанализа, самоотчета, самоосмысления, то есть обретения активности особого рода, направленной на осознание как мотивов научной деятельности А.Л. Чижевского, так и собствен-ных, на поиск ответов на вопросы о смысле не только отдельных действий и поступков, но и о смысле всей жизни.